Задумывались ли вы хоть раз, почему при упоминании фразы «Праздник к нам приходит» невольно рисуется картина – большие красные грузовики с надписью «Coca-Cola», новогодняя реклама и Дед Мороз? Или, например, пчела, сочетание желтого и черного цветов заставляют вспомнить известную компанию Билайн?
Никто специально не запоминает логотипы, названия, символику той или иной компании. Почему же образ рисуется сам по себе? Все дело в бренде. Именно сочетание фирменных звуков, логотипа, символики, товарного знака, имени, дизайна и прочих отличительных черт компании смело можно назвать брендом.
Каждая компания желает стать монополистом, выделиться на рынке, привлечь внимание покупателей и обзавестись постоянными клиентами. На раскрутку нового бренда уходит много времени, сил и денег. Зато как приятно, когда именно вашу компанию узнают за долю секунды, когда именно вашему товару отдают предпочтение потребители и остаются довольны результатом.
Но даже раскрученные бренды-гиганты, которых, казалось бы, и так узнают - не должны расслабляться. Ежедневно количество желающих занять лидирующие позиции растет. Раскрутка бренда – работа, не совместимая с отдыхом и перерывами.
Например, порядка 50 млрд. долларов стоят такие мировые бренды, как Майкрософт, Кока-Кола и Гугл. Представьте, сколько времени ушло на их раскрутку! А результат – первые места в списке самых дорогих и известных брендов в течение 5 лет (с 2002 по 2007гг).
Как вы думаете, почему об этих компаниях знают 9 из 10 людей? Что еще нужно для успешного функционирования бренда? Самое главное – завоевать доверие потребителя. Не секрет, что заказав, например, дизайн сайта в незнакомой компании и получив некачественную работу, человек больше не обратится к этим специалистам. Другое дело – когда есть доверие к компании, клиент уверен в результате и точно знает, что компания не подведет.
Важную роль в идентификации компании среди других занимает упаковка и название товара или услуги. Знакомую коробку потребитель сразу приметит на прилавке. А название, грамотно подобранное специалистами по неймингу, дополнительно облегчит восприятие и узнаваемость бренда. Все это, вкупе с коммуникациями (актуальностью для покупателя, грамотно созданным брендом) считается основой ценности бренда.
С чего же все начинается? Как происходит создание, раскрутка и поддержание имиджа бренда?
- Первым шагом считается формирование идеи. Определяются цели создания бренда, анализируется создаваемый продукт, и товарная группа, в которую он войдет. На этом же этапе выделяются преимущества создаваемого товара и предполагаемый объем, требуемый в данный момент на рынке.
- После этого проводятся маркетинговые исследования, с целью выявления преимуществ конкурентов. Здесь уместным будет полный мониторинг компаний-конкурентов: начиная от цены, ассортимента и до рекламы, позиционирования товара на рынке. Изучается спрос на товар и динамика рынка.
- Теперь пришло время позаботиться о фирменном стиле и слогане компании. На этом же этапе решается вопрос с ценой и предназначением товара.
- Далее происходит индивидуализация бренда. Определяется его миссия, характер, имидж, ценности, традиции, смысл, философия и ассоциации. Главное понять, что залог успешного бренда – существенное отличие от компаний-конкурентов. Компания должна стать не одной из многих, а действительно особенной и выделяющейся среди других.
- Один из ключевых этапов создания бренда. Сейчас нужно придумать название, упаковку, логотип, сайт, шрифт, сюжеты для рекламных объявлений. Эту работу лучше поручить специалистам. Потому как, даже непродуманное название, может отпугнуть потенциальных клиентов. А специалисты по неймингу помогут выбрать такое название, которое невольно заставит потребителя идти к вам.
- После этого формируется сам образ и имидж бренда, изучается модель поведения клиентов, планируются инструменты маркетинга.
- Когда сам бренд уже готов, начинается подготовка к его продвижению. Разрабатывается медиа-план, готовятся рекламные мероприятия и материалы, которые помогут сделать бренд узнаваемым.
- И заключительный этап – постоянный мониторинг ситуации. За развитием и продвижением бренда необходимо постоянно следить, держать ситуацию под контролем.
-
Итак, бренд – это целостный образ, невольно возникающий у потребителя, вызывающий определенные эмоции. Обычно эти эмоции связаны с характеристиками товара или услуги. Из чего же состоит бренд? Что лежит в его основе?
Самое первое, что стоит упомянуть – сущность бренда или так называемое «Brand Essence». Отсюда начинается весь процесс по созданию и продвижению бренда на рынок. Перед созданием – возникает идея, цель. Будем условно считать это первым уровнем.
На втором уровне стоит индивидуальность – все те качества, которые характеризуют данный бренд и помогают потребителю идентифицировать его на рынке.
Следующее, что нужно отметить – ценности. Не малую роль играют те чувства, которые товар вызывает у потребителя. Получив один раз отрицательный опыт, клиент больше не обратится в эту компанию. Поэтому так важно чтобы образ бренда сопровождался только положительными эмоциями.
Условный четвертый уровень занимают выгоды. Не секрет, что потребитель, покупая товар, ищет выгоду для себя. Можно сказать даже больше – покупает не товар, а личные выгоды. Поэтому при создании бренда на этот момент стоит обратить особое внимание.
В заключение отметим еще атрибуты – внешний вид товара. Никто не станет покупать деформированное мороженое в мятой упаковке. Важно, чтобы созданный образ полностью соответствовал надеждам потребителя.
Создание бренда – работа не из легких. Но пройдя путь один раз, оправдается и время, затраченное на создание и раскрутку, и деньги, потраченные на весь процесс. Эффективность бренда напрямую зависит от первых правильных шагов. Идя твердой и уверенной походкой, вы непременно достигните заветной цели. А ваш бренд обязательно станет одним из самых-самых!
Автор: Алёна Закурдаева